«Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю и Иеремии, о народе плачещему, усердный подражателю, всеблаженне отче Силуане, ты зову Матере Господа Сил внемляй, змия греховнаго межемудренно изрыгнул еси и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, идеже в трудех и молитвах со слезами благодать Святаго Духа обильно стяжа. Еюже сердца наша воспламени и с тобой умильно взывати укрепи: Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая, спаси мир и нас от всяких лютых». Тропарь, глас 2-й.
Спешу поздравить Вас друзья. В Украине грядет новая война. Оценивая перспективу, даже сказал бы – новая великая и отечественная война – война Конституций.
Великая и отечественная, потому как эта война на долгие годы вперёд, а также потому, что со временем в неё будет втянуто всё украинское общество: от мала, до велика - вся Украина.
Правда, большая конституционная - это пока лишь перспектива (но неизбежная).
Сейчас же речь идёт о взращивании новой электоральной морковки. И не какой-то там, а громадной морковищи, коей, вне всякого сомнения, есть тема Конституции.
Известно, что приманкой для осла служит морковка, болтающаяся на некотором расстоянии от ослиного носа. Осёл как бы идёт к ней. Идёт и идёт, идёт и идёт…
До сих пор такими морковками для украинского избирателя были темы: НАТО, ЕЭП, Черноморский Флот, федерализация, двуязычие, социалка и т.д. и т.п.
Тема Конституции тем круче, что способна вместить в себе, как в лукошке, все мыслимые и немыслимые электоральные овощи и фрукты, так сказать, на любой вкус.
Простое и понятное решение всех проблем. Изменим Конституцию, при этом, конечно – клятвенно пообещаем заставить всех и каждого её исполнять и, наконец, заживём припеваючи. Оно может быть и да, но нет.
В нормальной жизни, в итоге пути ослу обязательно скармливают ту самую морковку, к которой он так упрямо шёл. Иначе, чего гляди, у несчастного животного начнётся ломка инстинктов.
В украинских политических реалиях, выполнение предвыборных обещаний чревато новыми обязательствами, следовательно - необходимостью их выполнения.
Вообще, надо сказать, политические обещания в Украине - mauvais ton. Практически все значимые обещания отечественных политиков - пустословие. Похоже их никто и никогда не собирался выполнять.
В этом деле первое и главное - обещать. Обещать то, за что граждане обязательно проголосуют. Дальше, проще. Всегда под рукой дежурные оправдания: мешают работать, не хватает депутатских голосов, нет конституционного большинства и всё в таком духе.
Важный нюанс - к новым выборам надо обещать больше. Или лучше даже, как это делают некоторые новомодные политики - не обещать, но гарантировать.
Поэтому сколь долгим будет путь ослов в Украине ведомо одному лишь Господу Богу.
Лейтмотивом приближающейся президентской кампании очевидно будет тема Конституции. При этом добавлю, что и всех последующих избирательных кампаний, причём вне зависимости от уровня (не удивлюсь, если и сельсоветов).
Всенародное обсуждение президентских конституционных инициатив, а также возможный по результатам этого обсуждения референдум как-то очень удачно пересекаться во времени с выборами Президента Украины.
По сути президентская «Народна Конституція» - это в том числе, ни много, ни мало – предвыборная программа кандидата в Президенты Украины - Народного Президента Виктора Ющенко.
«Основний документ держави не може бути лише справою політиків. Він має бути справжньою всенародною справою. Саме такий підхід відкриє шлях до народної Конституції єдиної політичної нації». В. Ющенко, газета «Дзеркало Тижня» №7 (786) 23-29 лютого 2008.
«Конституція, запропонована Ющенком – це Народна Конституція свободи і порядку». Із резолюції VII з’їзду партії «Наша Україна», 27 червня 2009 р.
«Я не нав’язую народу України свій варіант Конституції. Я шукаю серед нього партнерів. Я звертаюся до народу». В. Ющенко, газети «Україна молода», «День» та «Дело», 27.08.2009.
Рискну угадать, что теперь украинские Конституции начнут появляться как грибы после дождя.
Отныне всякий уважающий себя украинский политик или политическая сила, дабы соответствовать, будут обязаны иметь каждый свою Конституцию. Или, по меньшей мере, отличное от других, своё, принципиальное видение Основного Закона Украины.
Планка электорального предложения со стороны президента поднята на небывалую, можно сказать – предельно возможную высоту. Но самое отвратительное то, что к процессу государственного обустройства приобщается украинский народ.
Гражданам предложен не только персонифицированный, но - концептуальный выбор. Предлагается, пусть даже понарошку, но соучаствовать в государственном строительстве, в формировании основ государственной власти Украины.
До сего дня тема Конституции была прерогативой избранных.
Эдакая, миссия невыполнима, из отечественной полит-он-лайн игрушки «Панські чвари». Фишка игры: панам завсегда некогда. Паны чубляться - такая у них работа. И наплевать, что холопы давно лысые.
Ющенко нарушил негласное табу власти. Конституция пошла в народ. В этом, думаю, не столько заслуга самого Ющенко, сколько дань обстоятельствам.
В сложившейся политической, предвыборной ситуации, что прикажете делать президенту? Если премьер практически всё, что только можно и даже нельзя было себе вообразить, народу уже пообещала!? И скажите, хороший она человек после этого?
Получается, что всё это конституционное мыло стало столь необходимым благодаря и госпоже Тимошенко.
Юлия Владимировна (иже с ней) как всегда виртуозно сами себя переиграли. Водимо очень спеша дожать, загнали Ющенко в глухой угол, когда единственное оставшееся, что он мог предложить - это Конституцию.
Воистину, если Господь кого-то хочет наказать…, делает его Премьер-министром на президентских выборах в Украине.
Но возвратимся к началу конституционного процесса, к истории вопроса.
Мучительное начало. Сводный хор отечественных политических и политологических гуру складно пропел аллилуйя. При этом справедливо отметил, что конституционный процесс стартовал с явным опозданием.
Оно и понятно, что с опозданием. Как не понять. Ведь президентский проект Закона «Про внесення змін до Конституції України» был подан в парламент только в марте, а альтернативный проект Конституции от ПР и БЮТ был вот-вот на сносях.
Кулуарно-парламенский Основной Закон подготовить оказалось куда сложнее. Столько согласований. Столько разных интересищей и интересиков надобно учесть.
Хорошо иным, взяли да спокойно, не спеша, написали Конституцию, а разбирать отдали специалистам из Венецианской Комиссии.
Ющенку явно помогали не спешить. И помогали, в том числе, а может и в первую очередь люди из его (президента) ближайшего окружения. Помогали не спешить, как до, так и после подачи президентской Конституции на рассмотрение Верховной Рады.
Всячески убеждая его толи в неактуальности и несвоевременности, толи нецелесообразности или несоответствии политическому моменту, толи ещё как. Иначе говоря, под разным соусом отвлекая его от чрезмерной активности в конституционном процессе.
Заодно успокаивая гаранта, что у него нет никаких шансов на переизбрание, но жизнь на этом не заканчивается и т.п. Политическая голь на выдумки хитра.
Когда же Ющенко становился особенно категоричным, так сказать, выходил из-под контроля, возникали дополнительные палки в колёсах, которые подавались как новые аргументы против форсирования президентом конституционной темы.
Например, за месяц до президентского проекта, в феврале явила свет «Конституция порядка» от Гриценко.
Вдруг, казалось бы, в самое не подходящее – «холодное время», появившись, круто распиарившись на каждом перекрёстке, во всяком случае в Киеве, так же резко куда то исчезла. Причём исчезла сразу же как только Ющенко всё-таки предложил свой вариант конституционных изменений.
Не для того ли «Конституция Порядка» появилась, чтобы «Конституции Свободы и Порядка» было не так одиноко в информационном поле страны?
Есть такая профессия - родину заболтать. А как иначе? Ничего не поделаешь: все мы актёры в предлагаемых обстоятельствах.
Наивно полагать, что актуальная в начале года идея «ширки» (широкой коалиции) ограничивалась только лишь стенами парламента или Кабинета Министров. Допускаю, что некоторые ответственные сотрудники президентского секретариата были также увлечены этой идеей.
Ещё бы. Какой грандиозный, гениальный в своей простоте замысел. Взять и раздерибанить страну. Каждому участнику дерибана – свои «охотничьи угодья». Конечно, в пределах его ранга и статуса. Красота, да и только. Теперь бы не проморгать своё счастье.
Осталось то всего дело малое. Попинать почти «лежачего» президента. По возможности максимально ограничить его властные возможности. Импичмент, добровольная отставка, досрочные выборы, что угодно. Только бы не путался под ногами и не мешал избранным.
Самое главное – спустить на тормозах народный поход Конституции.
И закрутилось, понеслось. Одна за другой посыпались отставки: министр иностранных дел Огрызко, министр обороны Ехануров и прочие чиновники рангом пониже. Людей Ющенко вычёсывали из власти как под гребёнку. Не забывали президента и Верховная Рада и коалиция... и Балога.
Интересно. Сколько министров из квоты Ющенко за глаза трижды предали его на ковре у Турчинова? А такие ведь были? Может не один и не два? Может быть - все? Или только те, которыми Тимошенко была более всех недовольна?
Особенно яркой была информационная кампания по уничижению президента. Как лично, так и самой должности - Президент Украины (ничтожный президент - ничтожная должность). Виктора Андреевича определённо получилось умножить на ноль. Вот с должностью - не очень.
Уже в апреле был момент, когда Ющенко уверовал, что он политический труп. Иначе как понимать фразу: «це як мій політичний заповіт», сказанную им в контексте Конституции вообще?
Рейтинги Ющенко зашкаливали, приближаясь к антарктическим максимумам. Почему-то при этом рейтинги его оппонентов также уверенно мёрзли. Граждане, лишь изредка злорадствуя, равнодушно наблюдали как чихвостят президента.
Наверное украинцы, рассудили просто: все они там наверху одним миром мазаны. И вообще - все политики сво… (к слову, апатия граждан – очень нужный результат во время политического сговора).
Подготовка к «упокоению» Украины через дерибан-междусобойчик шла полным ходом.
Зондировались общественной реакции на некоторые положения готовящейся конституционной «ширки» и, в первую очередь, реакции граждан на перспективу избрания президента в парламенте. Ситуация накалялась. Страсти в среде политиков закипали.
В начале мая президент ясно и предельно точно определил суть происходящего: «сговор БЮТ и ПР - попытка государственного переворота за которым стоит Россия». Но ничего особенного не произошло.
В средине мая Ющенко отправил в отставку Балогу и ситуация преобразилась...
Вадим Ак-Мурза, 21 сентября
Немає коментарів:
Дописати коментар